Политический кризис в Беларуси влияет на экономику пока через три канала: повышенный спрос на валюту как средство сбережения, рост инфляционных и девальвационных ожиданий, снижение потребительской активности. Степень влияния этих явлений на экономику будет зависеть от продолжительности кризиса. В случае его продолжения добавляются риски изъятия инвестиций, финансовой дестабилизации.
Об этом рассказал старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук в аналитическом докладе «Экономические последствия политической̆ нелегитимности в Беларуси» на Всемирной неделе предпринимательства 17 ноября.
Эксперт назвал три основных шока, ставшие следствием политического кризиса, с которыми уже столкнулась страна.
Это, прежде всего, изменение предпочтений белорусского населения в отношении сбережений. «Формой гражданского протеста и реакцией на изменяющуюся ситуацию стало то, что граждане снизили доверие к национальной валюте и стали увеличивать сбережения в иностранной валюте», - констатировал эксперт.
Второй шок – рост инфляционных и девальвационных ожиданий.
Еще один шок – ухудшение потребительских настроений и снижение потребительского спроса.
«Если у человека возникают сомнения относительно своего будущего – например, будет ли он дальше жить в Беларуси или нет, он свои настроения воплощает в экономические решения. Например, кто-то рассчитывал купить автомобиль или дом. Но на фоне текущей ситуации понимает, что время для покупок не подходящее, поэтому покупки откладываются или отменяются», - сказал Дмитрий Крук.
По его словам, с точки зрения последствий для экономики очень важен масштаб этих шоков и как долго они могут длиться. «Пока можно сказать: они существенны, но назвать их критичными с точки зрения экономических индикаторов пока сложно. Но, подчеркну, крайне важна их длительность, так как шоки могут накапливаться», - отметил Крук.
Последствия политических шоков для экономики
«Шок, связанный с изменением предпочтений населения в отношении сбережений, - это импульс для ускорения инфляции и импульс для обесценения обменного курса и для обесценения реального курса. Последствия этого шока мы уже ощутили за последние месяцы. Но масштаб их пока не столь критичен, чтобы принципиально изменить экономическую среду», - отметил эксперт.
В свою очередь, импульсы, связанные с обесценением обменного курса - это прямая угроза для финансовых позиций предприятий, связанных с курсовыми разницами. «У нас ведь курсовые разницы для всех очень важная составляющая. Но пока масштабы этих адаптаций - в пределах допустимого», - сказал Крук.
В то же время, добавил он, более важный момент - что изменения сберегательных настроений населения накапливаются и проявляются в виде оттока сбережений из банковской системы. Это в свою очередь ведет к снижению банковского кредитования и создает угрозу для банков.
Еще одно негативное последствие, по его словам, «когда из банковской системы уходят депозиты, преимущественно в иностранной валюте», - это тоже негативный шок для рынка и прямое воздействие на инфляцию.
В свою очередь, снижение спроса на товары длительного пользования негативно влияет на ВВП.
Проблемы будут неизбежно накапливаться и затягивать экономику в устойчивую депрессию.
«В результате если еще недавно мы рассматривали 2021 год как год постепенного восстановления экономики, то сейчас в качестве базового сценария в 2021 году рассматриваем углубление рецессии», - констатировал эксперт.
«Если вдобавок к тем негативным каналам усилятся угрозы финансового стресса, мы в итоге можем получить серьезный спад ВВП уже в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе, если политический кризис и статус-кво не изменятся, это будет означать неизбежно устойчивую долгосрочную депрессию, что, по сути, ставит крест на статусе Беларуси как страны с устойчивой развивающейся экономикой», - подчеркнул Крук.
Чем скорее разрешится политический кризис, тем лучше
Белорусские участники Всемирной недели предпринимательства задали эксперту несколько вопросов.
Один из них: как скоро после политических изменений в Беларуси можно ожидать возврата к экономическому росту?
По словам Крука, принципиально важно, когда произойдут политические изменения. «Если политические изменения произойдут, условно говоря, завтра, то возврат к показателям 2019 г и нормальной траектории развития - это дело полугода, максимум – года. Если же политическая нелегитимность затянется, и мы будем сползать по негативной траектории или же пройдем через полноценный финансовый кризис, то восстановление займет гораздо больше времени. Самое важное - когда начнутся политические изменения. Чем быстрее, тем лучше», - отметил эксперт.
Еще один вопрос: если власть в Беларуси поменяется, какие экономические прогнозы развития экономики страны?
«В этом случае не будет угрозы дальнейшего ухудшения экономической среды и угрозы долгосрочной депрессии. Исчезнет также угроза того, что негативно изменится инвестиционная среда. Наоборот, будут позитивные ожидания, что окажет положительное воздействие даже на краткосрочную динамику экономического роста», - сказал Крук.
«Осознают ли белорусские власти глубину проблем, стоящих сегодня перед страной?» - спросили у эксперта.
«Думаю, понимание проблем есть. На мой взгляд, власти рассчитывают удержать ситуацию. Они предполагают неглубокую, пусть и продолжительную рецессию в 2020 г и 2021 г, а потом надеются на улучшение. У них есть самооправдание или надежда, что масштабные угрозы, которые нависают над страной, удастся предотвратить. Лично у меня уверенности в этом нет», - сказал Крук.