Валовой внутренний продукт (ВВП) Беларуси в 2022 г снизится на 5-6% по сравнению с прошлым годом, инфляция составит 18%. Такой прогноз озвучил Евразийский банк развития (ЕАБР) в макроэкономическом обзоре, опубликованном 13 сентября.
В целом, ЕАБР улучшил свой прогноз относительно ВВП страны: в мае этого года предсказывалось падение на 6,5%, отмечает агентство ПраймПресс.
В июле 2022 г ухудшились результаты работы ИТ-сектора, однако, по мнению экономистов банка, делать выводы о формировании тренда его сокращения пока рано. Также слабая динамика остается и в остальных базовых отраслях белорусской экономики: промышленное производство упало в годовом выражении на 12,2%, строительно-монтажные работы – на 16,7%, грузооборот – на 35,5%, оптовая торговля – на 21,8%, розничная торговля – на 6,9%.
«С учетом возросшей урожайности зерновых и меньшего, чем ожидалось, спада экономики России сокращение ВВП Беларуси по итогам 2022 г может оказаться в диапазоне 5–6%, что лучше майской оценки в 6,5%», - говорится в обзоре.
Мировые цены помогут внешней торговле
Авторы макрообзора обращают внимание на тот факт, что мировые цены на экспортируемую Беларусью продукцию остаются на высоком уровне – это поддерживает профицит внешней торговли. По данным Белстата, в июле 2022 г отмечен профицит внешней торговли товарами в размере 249 млн долл против дефицита в июле 2021 г в размере 172 млн долл. Профицит сформировался за счет падения импорта (на 14,5% по сравнению с показателем прошлого года в стоимостном объеме и, по оценкам банка, на 25–30% в физическом) и взлета примерно на 30–40% долларовых цен на экспортируемую Беларусью продукцию, в том числе из-за укрепления российского рубля к доллару.
Физические объемы поставок товаров за рубеж из-за действия санкций могли на 25–30% быть ниже уровня июля прошлого года.
«В целом можно отметить постепенную переориентацию торговых потоков белорусских товаров на Россию», - указывают эксперты Евразийского банка развития.
Доходы населения сокращаются из-за ослабления экономической активности
В макрообзоре Евразийского банка развития отмечено, что ослабление экономической активности в Беларуси ведет к сокращению доходов населения. Так, по итогам первого полугодия 2022 г реальные располагаемые доходы уменьшились на 2,7% по сравнению с первым полугодием 2021 г. Далее в июле падение доходов продолжилось.
Уменьшение реальных зарплат отмечено по подавляющему большинству видов деятельности, в том числе в ИТ-секторе (на 12,3% в июле), в пострадавших от санкций химической (на 17,4%), нефтеперерабатывающей (на 5,2%), металлургической (на 6,0%), деревообрабатывающей (на 15,1%) и транспортной (на 5,9%) отраслях.
«Сокращение доходов населения сдерживает внутренний потребительский спрос», - делают вывод эксперты ЕАБР.
Инфляция по итогам 2022 г ожидается 18%
Экономисты ЕАБР указывают на продолжение разгона инфляция в Беларуси: в июле годовой рост потребительских цен достиг 18,1% после 17,6% в июне. Рост цен главным образом вызван перестройкой производственно-логистических цепей и недооцененностью белорусского рубля к российскому. С другой стороны, удешевление плодоовощной продукции будет способствовать их снижению.
Кредиты для предприятий и населения подешевеют
В обзоре Евразийского банка развития отмечается, что на финансовом рынке Беларуси процентные ставки в июле ускорили снижение, а избыток ликвидности банков в белорусских рублях увеличивается. Это привело к уменьшению стоимости рублевого рыночного кредитования: для предприятий они снизились до 17,4% в июле с 19,6% в июне, а для населения – с 14,4% до 14,3%.
Как сообщалось, официальный прогноз на 2022 г предусматривает рост ВВП на 2,9% к показателю 2021 г и рост инфляции не выше 6% к прошлому году.
Евразийский банк развития — международная финансовая организация, учрежденная Россией и Казахстаном в январе 2006 г для содействия развитию рыночной экономики государств-участников, их устойчивому экономическому росту и расширению взаимных торгово-экономических связей. Государствами-участниками банка также являются Армения, Беларусь, Кыргызстан и Таджикистан. Уставный капитал банка — 7 млрд долл.
Почему компаниям важно отвечать на положительные отзывы и как это делать
Много исследований подтверждают тот факт, что 9 из 10 покупателей обязательно изучают отзывы до совершения покупки. И если на негативную обратную связь компании чаще всего реагируют быстро, то положительные комментарии клиентов иногда остаются без внимания. При этом, по данным BrightLocal, 89% покупателей с высокой или определенной долей вероятности воспользуются услугами компании, которая отвечает на все онлайн-отзывы. О том, почему компаниям важно отвечать на положительные отзывы и как это делать, рассказывает профессиональный ресурс маркетологов Нетология.