Актуальные вопросы налогообложения в условиях пандемии

Альфа Эксперт
04 мая 2020
Поделиться с коллегами

В условиях сложившейся ситуации, вызванной распространением инфекции COVID-19, большинство белорусских компаний сталкивается с рядом новых вопросов, в том числе связанных с налогообложением. Специалисты налоговой практики компании EY в Беларуси по просьбе агентства ПраймПресс подготовили ответы, которые отражают практическую точку зрения экспертов компании.

 

Среди наиболее распространенных в настоящий момент можно отметить вопрос, как учитываются для целей налогообложения расходы на приобретение масок, дезинфицирующих средств, на пополнение аптечек, расходы на аренду и коммунальные услуги при временной удаленной работе сотрудников и ряд других расходов.

 

Расходы на приобретение масок и дезинфицирующих средств

 

По общему правилу, затраты, учитываемые при налогообложении, должны быть экономически обоснованными и связаны с процессом производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

 

Одна из обязанностей работодателей – обеспечивать на рабочем месте соответствующие условия труда, а также принимать меры, которые обеспечивают сохранение жизни, здоровья и работоспособности сотрудников в процессе трудовой деятельности. По мнению специалистов налоговой практики компании EY, в сложившейся ситуации приобретение таких средств является необходимым условием для защиты сотрудников от заражения в процессе своей трудовой деятельности. Соответственно, расходы на их приобретение, являются обоснованной производственной необходимостью и могут быть учтены в составе затрат, учитываемых при налогообложении налогом на прибыль.

 

Стоит отметить, что 24 апреля 2020 подписан указ президента Республики Беларусь №143 «О поддержке экономики», согласно которому в состав внереализационных расходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрешено включать затраты на проведение санитарно-противоэпидемиологических, в том числе ограничительных, мероприятий по перечню, определенному Министерством здравоохранения.

 

К сожалению, что будет предусмотрено данным перечнем, пока не понятно. Возможно, как раз расходы на приобретение медицинских масок и дезинфицирующих средств. Однако, пока нет каких-либо дополнительных разъяснений или комментариев по этому указу и, на наш взгляд, ситуация остается еще не совсем четкой. «Поэтому при принятии компанией решения, как учитывать данные расходы, стоит оценивать для себя все налоговые риски», отмечается в комментарии.

 

Если компания выполняет требования по охране труда и сотрудники используют защитные средства в связи с производственной необходимостью, то передача таких средств не будет рассматриваться как безвозмездная передача и, соответственно, будет отсутствовать факт реализации для целей НДС.

 

Согласно комментариям представителей ФСЗН и Белгосстраха, использование работниками масок и дезинфицирующих средств, которые приобретает наниматель, можно отнести к мероприятиям по охране труда и суммы средств на приобретение этих масок и дезинфицирующих средств взносами в ФСЗН и Белгосстрах облагаться не будут. Если говорить про подходный налог, то мы придерживаемся аналогичной логики, как и для взносов в ФСЗН и Белгосстрах. Так как данные расходы компания несет не в рамках социальной политики, а в рамках мероприятий по охране труда сотрудников, то не должно возникать объекта для подоходного налога, отмечают специалисты.

 

Данный вывод подкрепляет также уже упомянутый выше указ №143, в соответствии с которым не признаются объектом обложения подоходным налогом доходы в размере стоимости средств индивидуальной защиты, антисептических лекарственных средств и дезинфицирующих средств, питания, получаемых в связи с проведением санитарно-противоэпидемических, в том числе ограничительных, мероприятий.

 

Специалисты обращают внимание, что действие приведенных выше норм указа распространяется на отношения, возникшие только с 1 апреля 2020 г.

 

Расходы на приобретение и пополнение аптечек

 

Как правило, компании приобретают аптечки первой помощи и доукомплектуют их лекарствами по перечню, утвержденному Министерством здравоохранения. Расходы по их приобретению признаются расходами на охрану труда и учитываются для целей налога на прибыль и не облагаются подоходным налогом и ФСЗН.

 

Вместе с тем, у компаний возникает резонный вопрос, как поступать, если в период пандемии они доукомплектовывали аптечки лекарствами, не поименованными в указанном перечне, то есть необязательными.

 

«Наше профессиональное мнение, что данные расходы сложно признать учитываемыми затратами для целей налога на прибыль, поскольку они связаны с предоставлением работникам дополнительной социальной выгоды, то есть сверх предусмотренной законодательством. На этом же основании, полагаем, возникает и объект для подоходного налога и взносов в ФСЗН и Белгосстрах», отмечается в комментарии.

 

Вместе с тем стоит отметить, что согласно разъяснениям представителей ФСЗН, расходы на аптечки, которые укомплектованы лекарствами как предусмотренными перечнем, так и не из него, при определенных условиях не облагаются взносами в ФСЗН и Белгосстрах. Для освобождения от страховых взносов они должны быть направлены на охрану здоровья работников при выполнении ими трудовых функций и должны приобретаться не для конкретного человека, а для трудового коллектива в целом. В разъяснении не указаны, какие именно это могут быть лекарства, поэтому при принятии компанией решения не облагать расходы на приобретение лекарств, не предусмотренных перечнем, взносами в ФСЗН и Белгосстрах, стоит иметь убедительные обоснования своей позиции.

 

Расходы на аренду помещения и уплату коммунальных услуг

 

Расходы на аренду помещений и коммунальные услуги в текущей ситуации являются одними из противоречивых расходов, поэтому при включении расходов в расчет налога на прибыть нужно внимательно оценить все обстоятельства, в том числе необходимость понесенных расходов, а также их экономическую обоснованность и документальное подтверждение.

 

Данный вопрос возникает в связи с тем, что многие компании перевели своих сотрудников на удаленную работу. Соответственно арендуемые помещения либо вовсе не используются, либо используется только частично.

 

«Мы полагаем, что в данной ситуации вполне может возникнуть вопрос, что в связи с тем, что офисные помещения либо их часть не используются, то расходы по арендной плате и на коммунальные услуги, приходящиеся на них, не могут быть учтены при налогообложении налогом на прибыль. Однозначно сделать вывод по данной ситуации пока довольно сложно. Вместе с тем, мы считаем, что в такое экономически сложное время компаниям все-таки стоит стараться находить аргументы и экономические обоснования по расходам, которые они вынуждены нести», отмечают специалисты налоговой практики EY.

 

Санкции за нарушение договорных обязательств

 

Многие компании сейчас несут расходы, связанные со штрафами и пенями за нарушение условий договора. Такие суммы включаются в состав внереализационных расходов для целей налога на прибыль (п. 3.1 ст. 175 НК).

 

Если же помимо штрафов и пеней компании выставляют дополнительно претензию на возмещение упущенной выгоды, то в таком случае, чтобы включить во внереализационный расход, необходимо искать виновных. Если виновных не найдено или суд отказал во взыскании с них, то на основании документов, составленных уполномоченными органами, компания может включить эти расходы во внереализационные расходы (п. 3.13 ст. 175 НК). Иначе эти расходы будут не учитываемыми при налогообложении налогом на прибыль.

 

Иные расходы

 

Ряд компаний перевели сотрудников на удаленную работу и, как правило, для работы сотрудники используют свой домашний интернет. Можно ли учесть затраты на интернет при расчете налога на прибыль?

 

Если сотрудник работает удаленно из дома, но работа документально не оформлена, то у нанимателя нет основания включать сумму возмещения в состав учитываемых затрат. Но даже если с сотрудником заключено дополнительное соглашение, в котором будет установлено, что наниматель готов возместить часть расходов на интернет, то возникает вопрос: как определить, какой объем трафика сотрудник потратил на работу, а какой - в личных целях? Соответственно, могут быть сложности в экономическом обосновании затрат. Поэтому в случае, если все-таки компания возмещает сотрудникам их расходы на интернет, то, по нашему мнению, такие возмещения должны признаваться не учитываемыми для целей налога на прибыль, отмечают специалисты.

 

Также ряд компаний столкнулись с дополнительными затратами, связанными с отменой командировок в связи с распространением коронавируса COVID-19. По мнению специалистов налоговой практики EY, это объективная причина и понесенные расходы могут быть учтены при налогообложении, но не в составе затрат, а в составе внереализационных расходов.

 

Краткая информация о компании EY

EY является международным лидером в области аудита, налогообложения, сопровождения сделок и консультирования. Компания взаимодействует c компаниями из стран СНГ, помогая им в достижении бизнес-целей. В 19 офисах фирмы (в Москве, Владивостоке, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Тольятти, Алматы, Атырау, Нур-Султане, Баку, Бишкеке, Ереване, Киеве, Минске, Ташкенте, Тбилиси) работают 5500 специалистов. В Беларуси EY работает с 1994 г. Штат сотрудников насчитывает более 550 человек.

Название EY относится к глобальной организации и может относиться к одной или нескольким компаниям, входящим в состав Ernst & Young Global Limited, каждая из которых является отдельным юридическим лицом. Ernst & Young Global Limited − юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Великобритании, − является компанией, ограниченной гарантиями ее участников, и не оказывает услуг клиентам. Более подробная информация представлена на сайте: www.ey.com.


Новости
Выпустили первые три потока курса «Бизнес-Джет»
Альфа Эксперт
О реферальном рекрутинге
Новости
Государство планирует пролонгировать запрет на использование иностранной валюты для расчета аренды