Изначально доставка для интернет-магазинов была дополнительной опцией, которая помогала привлекать клиентов, преимуществом бизнеса. Но с началом пандемии коронавируса в некоторых случаях доставка стала одним из ключевых условий выживания бизнеса.
Доставка товаров имеет ряд юридических ограничений, несоблюдение которых может свести на нет все усилия компании по дистанционной продаже товаров. Основные правила, которые необходимо соблюдать при организации дистанционной продажи товаров, осветила в ходе конференции юрист компании REVERA Полина Кулаченко.
Способы организации доставки:
Выбор способа доставки зависит от характера товара – его вида, габаритов, срока и географии доставки.
Все способы можно разделить на два вида – доставка собственными силами или с привлечением стороннего партнера.
Собственная доставка означает использование транспорта компании или транспорта сотрудника, найм курьера или продавца-совместителя.
Доставка силами партнера означает доставку сторонним сервисом на аутсорсе. Таких сервисов становится все больше: местная служба доставки, лицензируемая курьерская служба, партнер-перевозчик, РУП «Белпочта».
1. Доставка продуктов питания
Курьеру, доставляющему продукты и продукцию заведений общественного питания, необходимо иметь медицинскую справку.
В данном случае курьер - это лицо, участвующее в обращении пищевой продукции. Несмотря на то, что они принимают продукцию в упаковке, они прикасаются к ней. Справка должна быть в наличии до начала доставки - у курьеров, работающих как по трудовому договору, так и по гражданско-правовому договору. Отсутствие справки влечет штраф для ИП до 200 базовых величин (5,9 тыс бел руб), для компании - до 500 БВ (14,5 тыс бел руб).
2. Товары-исключения
Не все товары можно продавать с использованием доставки.
Запрещено продавать с доставкой:
- алкогольные, слабоалкогольные напитки и пиво;
- нетабачные никотиносодержащие изделия, табачные изделия, жидкости для электронных систем курения;
- биологически активные добавки к пище, ветеринарные средства;
- семена мака;
- оружие и патроны к нему, пиротехнические изделия бытового назначения;
- лекарственные средства (кроме безрецептурных для некоторых организаций).
Скоропортящуюся пищевую продукцию и пищевую продукцию для питания спортсменов можно продавать с доставкой только при наличии у продавца торгового объекта или если продавцом является сам изготовитель.
До 31 августа 2022 г снят запрет на дистанционную продажу ювелирных изделий.
3. Прием платежей
Курьер не всегда имеет право принимать оплату наличными или банковской картой - это связано с запретом платежей в пользу третьих лиц.
Есть два решения этой проблемы: посреднический вариант работы и «сплит платежей».
Посреднический вариант предполагает работу по договорам комиссии, когда курьер покупает товар, например, у кафе, и затем фактически перепродает его человеку, оформившему доставку товара. Однако данный способ имеет ряд последующих вопросов для такого курьера, например, в части документального оформления товара, соблюдения ряда требований и ограничений.
«Сплит платежей» представляет собой техническое решение в процессинге платежей, которое позволяет разделять один платеж от отправителя в адрес нескольких получателей. При этом платеж покупателя за товар на марткеплейсе разделяется и часть поступит на банковский счет продавца, часть – маркетплейсу (в качестве комиссии посредника), часть – курьеру (за осуществление доставки). Без сплита платеж от покупателя поступит на счет только одного участника цепочки, который впоследствии через некоторое оговоренное время (месяц, неделя др.) рассчитается с остальными участниками.
Если курьер принимает платежи в пользу третьих лиц с нарушением законодательства, предусмотрен штраф – на юрлицо до 500 БВ, на ИП до 200 БВ с конфискацией до 100% дохода, полученного от продажи.
4. Санитарные требования
Доставка продуктов питания осуществляется с соблюдением санитарных и гигиенических требований. Если доставка отдается на аутсорс, то соблюдение санитарных и иных требований должен обеспечить подрядчик.
Требования к доставке:
- груз должен доставляться в надлежащей таре и упаковке;
- транспорт должен подходить для доставки товара с учетом вида товара, его веса, габаритов, формы транспортировки и других характеристик;
- доставка продуктов питания происходит с использованием специальной потребительской и транспортной упаковки (контейнер, бокс, термоконтейнер, сумка-холодильник), а в случае перевозки одновременно пищевой продукции и иных грузов необходимо обеспечить условия, исключающие их соприкосновение, загрязнение и изменение органолептических свойств.
5. Компенсация курьеру
Курьер-водитель имеет право на компенсацию. Речь идет о штатных курьерах компании, использующих собственный автомобиль для доставки товаров предприятия. Согласно Трудовому кодексу, у таких водителей есть право получить от нанимателя компенсацию за амортизацию автомобиля. Ее размер и порядок выплаты согласовывается отдельно.
6. Права потребителя, связанные с доставкой
На странице интернет-магазина необходимо разместить определенную информацию о доставке - о способах и сроках доставки товаров, о цене и условиях ее оплаты, а если магазин принимает оплату наличными – и образца чека.
У покупателя должна быть возможность заказать товар на любую сумму, а условия доставки – платно или бесплатно – должны оговариваться дополнительно. Установление минимальной суммы, на которую должен быть заказан товар, чтобы его передали с доставкой, не допускается (из практики у интернет-магазинов бывает минимальная сумма заказа, когда, например, кнопка заказать некликабельна).
При оказании услуг, сопутствующих доставке, необходимо помнить, что оговаривать условия и стоимость оказания таких услуг необходимо заранее, а если услуги платные – предоставить покупателю возможность от них отказаться.
При работе с маркетплейсами и иными сайтами-агрегаторами за соблюдение прав потребителей ответственны и продавец, и маркетплейс (сторонний сервис).