Массовый переход на электронную торговлю, последствия COVID-19 и влияние поколения Z станут ведущими трендами в экономике Беларуси. Такое мнение в ходе серии вебинаров для представителей малого и среднего предпринимательства «БИЗНЕС-19» высказал бизнес-тренер МВА, консультант в сфере маркетинговых исследований и маркетингового анализа Эдуард Чурлей.
В рамках вебинара эксперт представил ряд актуальных мировых трендов, которые уже присутствуют в экономике Беларуси.
Бизнес-досуг
Он отражает стремление широкого круга бизнесменов во время деловых командировок находить возможность для отдыха. В настоящее время он не очень заметен, есть предположение, что он вернется в постковидной экономике.
Лайфкастинг (от англ. Life + Broadcasting, «жизнь» + «вещание»)
Во время вынужденной изоляции потребители используют мобильные устройства для того, чтобы транслировать, как они живут. Этот тренд будет сохраняться в будущем по той причине, что у потребителей останутся технические возможности и желание что-то демонстрировать онлайн.
Консуманизм (осознанное поведение при потреблении)
Консуманизм проявляется при выборе брендов товаров и услуг. Потребитель обращает внимание на то, кто занимается производством продукта или услуг, как ведет себя этот игрок на рынке, каким социально-этическим аспектам он следует и как эти модели поведения согласуются с запросами потребителя. Этот тренд сохранится и в будущем. Те производители, которые встраиваются в этот тренд, говорят, что он имеет и бизнес-составляющую.
Тренд нового поколения С (Complexity, Controlling, Creative)
Поколение С включает не демографические характеристики его представителей (как это принято в поколениях X, Y, Z), а психографические составляющие. Для поколения С важен опыт, сотрудничество, открытость, совместная деятельность с производителями и другими игроками на рынке.
Экономика впечатлений, экономика обучения, эмоциональная экономика
В период COVID-19 люди устали от однообразия. Они готовы воспользоваться новыми предложениями для того, чтобы переключиться от текущей ситуации. Этот тренд активно используют бренды в том, чтобы их товары несли не только практическую, но и эмоциональную составляющую. Многие сегодня направляют свои усилия на обучение. Клиенты и потребители пытаются постоянно самосовершенствоваться – для повышения качества жизни и своих позиций на рынке труда. Потребители используют различные возможности для того, чтобы сохранить целиком или частично предыдущую модель поведения, когда они получали удовольствие от посещения музеев, концертов, кино.
Поколение Z будет формировать спрос к 2030 г
Эдуард Чурлей отдельно представил тренды, которые уже имеют место на рынке и которые, как ожидается, получат свое распространение в ближайшие годы. Среди них:
Поколение Z
Уже к 2030 г тенденции в потреблении станет определять поколение Z. Его представители заканчивают учебу, выходят на рынок и через 10 лет займут на нем прочную позицию. С этим поколением связан ряд долгосрочных трендов, таких как ЗОЖ (определяет выбор потребляемых продуктов, ценностей, хобби, работы), важность собственного опыта и отзывов других людей при выборе товаров и услуг, приверженность экономике совестного пользования (Z комфортно чувствуют себя в роли арендаторов и временных пользователей имущества). Для компаний важно отслеживать эту тенденцию и дальше и думать о том, как встраиваться в нее.
COVID-19
Пандемия и связанные с ней изменения переросли уровень микро- и макротренда и стали мегатрендом. Компании стали обращать внимание на то, как их клиенты изменили модель поведения и, соответственно, стали под нее подстраиваться. Этот тренд родил ряд более мелких трендов.
Массовый переход на электронную торговлю
Из-за пандемии есть трудности в офлайн-канале из-за очередей и опасения заражения. Современные клиенты миксуют онлайн и офлайн в рамках даже одной покупки: они выбирают более удобный для себя канал, учитывая время, расстояние, стоимость, риски заразиться и очереди. Часто офлайн-канал связан со срочной покупкой или желанием увидеть товар. В рамках этой тенденции у потребителей возникает желание увидеть, как, например, такой товар, как одежда, может выглядеть на человеке – отсюда тренд на технологии, позволяющие сделать это онлайн.
Приложения как инструмент роста продаж
Мобильные приложения играют все большую роль, поскольку смартфон значительную часть времени находится в руках потребителя. Одновременно с упрощением коммуникации по линии продавец/потребитель, приложение является источником информации о потребителе, его предпочтениях, а также способом снижения расходов при продаже товаров и их рекламе.
Покупка за рубежом
Во время пандемии люди стали больше искать товаров в интернете - и находить их на зарубежных площадках. Выгода таких покупок может быть в том, что они могут быть недоступны на территории проживания покупателя, в большем выборе таких товаров и в лучшем качестве. Как ответ на этот тренд национальные игроки мониторят ситуацию, пытаются сотрудничать с другими поставщиками, расширяют свое онлайн-присутствие, корректируют коммуникацию с клиентами, чтобы они не уходили на иностранные площадки.
Как следовать трендам
Чтобы подготовиться к переменам в отрасли, компаниям надо следить за изменениями в поведении потребителей, так как они станут ключом к восстановлению и развитию. Для успеха в будущем необходимо руководствоваться статистикой и понимать изменения в поведении потребителей, быть гибкими и оперативно реагировать на меняющиеся потребности клиентов, опираться на данные, чтобы показывать нужную потребителям информацию в подходящий момент, гарантировать конфиденциальность данных, чтобы выстроить с клиентами доверительные отношения.