Этот год стал знаковым для онлайн-бизнеса в Беларуси. Миллионы граждан стали доверять интернету покупки, досуг, образование, а иногда — и здоровье. По данным партнерской сети Admitad Affiliate Belarus, за прошедший период 2021 г сумма онлайн-покупок в Беларуси увеличилась на 24,7%, а число интернет-заказов - на 17,1%.
Этот тренд был заложен ранее. Например, в 2020 г Ассоциация предприятий онлайн-торговли (АПОТ) также сообщала о росте онлайн-продаж в Беларуси. Согласно их данным, за год число регистраций в интернет-магазинах увеличилось на 62,4%, также выросла доля интернет-продаж в розничной торговле.
Замечают рост и топовые игроки e-commerce рынка — национальный онлайн-ритейлер 21vek.by. По их подсчетам, белорусы все больше делают покупок онлайн — об этом говорят данные по товарообороту. Например, за второй квартал 2021 г ритейлер насчитал +31% в выручке и +52% в заказах.
Некоторым сегментам удалось особенно сильно нарастить онлайн-продажи в 2021 г. В топ секторов по приросту вошли:
«Большое значение в предпочтениях белорусов в онлайн-покупках имеет погода. Из свежих цифр, например, в аномальную жару с 21 до 27 июня было доставлено клиентам — 9 625 вентиляторов, что в 12 раз больше, чем в «нежаркую» неделю с 7 по 13 июня. Кроме этого, резко выросли в заказах в этот период кондиционеры (+1164%), бассейны (+348%), а также химия (+353%) и аксессуары (+210%) для бассейнов. Морозильники и холодильники показали не такой впечатляющий, но все же значительный рост: +120% и +72% соответственно» — рассказал Никита Довнар, руководитель направления платного трафика в 21vek.by.
Также белорусы в 2021 г готовы потратить гораздо больше обычного на некоторые виды товаров и услуг. Вот в каких отраслях бизнеса сильнее всего вырос средний чек заказов по отдельным категориям компаний:
Откуда пришли клиенты
Покупатели предпочитают выбирать взвешенно, спросить совета у других и найти скидку на выбранный товар. Вот из каких источников пришли основные доли заказов по данным Admitad Affiliate Belarus:
Некоторые каналы трафика показывают способность гораздо активнее приводить клиентов в e-commerce. Владельцам бизнеса необходимо обратить внимание на эти источники продаж, чтобы не упустить потенциальных клиентов, за которых уже борются конкуренты:
На фоне роста e-commerce все большее количество площадок соглашаются работать не только за фиксированное рекламное вознаграждение, но и на партнерских условиях — за вознаграждение от заказов, которые сделает их аудитория. Число таких площадок и платформ в 2021 г выросло на 6,2% по сравнению со вторым полугодием 2020 г.
Сами бренды тоже все охотнее прибегают к услугам партнеров (веб-мастеров), потому что в условиях всеобщего роста это помогает получить широкий охват аудитории и при этом платить только за совершенные заказы, четко прогнозировать свой бюджет.
Прогноз: чего ждать E-commerce в Беларуси в 2021 г
Согласно прогнозам экспертов Admitad Affiliate Belarus, доля e-commerce в розничном товарообороте будет расти ближайшие несколько лет. Многие белорусы продолжат работать из дома и все больше пользователей станет совершать покупки онлайн. Ожидают дальнейшего роста онлайн-продаж и ведущие ритейл-игроки.
«В 2021 г мы в 21vek.by ожидаем рост +40% в выручке и +100% в количестве заказов. Драйверами этого роста станет продолжающаяся пандемия, закрытые границы, рост доли e-commerce в Беларуси (сейчас около 5% по данным за 2020 г), а также постоянное расширение ассортимента, услуг и сервисов компании», — рассказал Никита Довнар.