В Беларуси с принятием правил по дистанционной торговле расширен круг информации, размещаемой на сайте интернет-магазина. Об этом сообщила начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Инна Гаврильчик на пресс-конференции 22 июля.
«Обязательно на сайте интернет-магазина должна быть информация об уполномоченных лицах по защите прав потребителей местных исполнительных и распорядительных органов - чтобы потребитель знал, если продавец не разрешил с ним спор, куда ему обращаться. В каждом гор- и райисполкоме есть уполномоченное должностное лицо по защите прав потребителей. Исполкомы так же, как и МАРТ, рассматривают обращения потребителей в части защиты прав, и уполномочены на составление судебных исков для потребителя, если его права нарушены и нарушения не устранены в досудебном порядке», - сообщила Гаврильчик.
Рис.: информация, размещаемая на сайте интернет-магазина, МАРТ
Представитель МАРТа сообщила, что владелец интернет-площадки (маркетплейса) обязан принимать меры по соблюдению продавцами требований законодательства в области защиты прав потребителей.
«Он должен способствовать общению потребителя, чьи права нарушены, и интернет-продавца, чей магазин размещен у него на площадке», - рассказала Гаврильчик.
Популярная махинация – завышение стоимости заказанного товара
Представитель МАРТа остановилась на основных проблемах, с которыми сталкиваются интернет-потребители:
- уклонение от рассмотрения законных требований потребителей и возврата денег за некачественный товар;
- манипуляции с наличием товара по привлекательным ценам, изменение стоимости товара в интернет-магазине после принятия заказа;
- навязывание товара (минимальная сумма заказа, количество);
- доставка товара, не соответствующего описанию в интернет-магазине.
Отдельной проблемой являются спорные случаи, возникающие в результате покупок, совершенных в социальных сетях.
«Когда потребитель покупает в соцсетях, он зачастую не знает, у кого покупает, за исключением имени, хэштега, которые никак не позволяют идентифицировать физлицо, которое находится по ту сторону компьютера. Это лицо никакие сведения о себе не предоставляет. В соцсетях характерны сокрытие информации о продавце, отсутствие связи с продавцом после оплаты товара, отсутствие возможности предъявить претензию, вернуть товар», - отметила Гарильчик.
БАДы можно продавать через Интернет
Представитель МАРТа рассказала, что в настоящее время в Беларуси реализуется пилотный проект по продаже ювелирных изделий через интернет. Срок его проведения - с 1 сентября 2019 г по 31 августа 2022 г. Субъекты хозяйствования, имеющие лицензию на розничную торговлю ювелирными изделиями, имеют право реализовывать эту продукцию через интернет. Речь идет об изделиях, произведенных в Беларуси и маркированных кодами идентификации.
«Цель пилотного проекта – посмотреть, как работает этот вид продажи и не совершаются ли правонарушения при осуществлении такого вида деятельности. Для интернет-торговли это новый сегмент, он задействован для того, чтобы в последующем можно было бы принять объективное решение, стоит ли далее развивать это направление, переводить его на постоянную основу или нет», - сказала Гаврильчик.
Среди иных изменений в части интернет-торговли представитель министерства отметила, что постановлением правительства Беларуси №363 от 25 июня 2021 г сняты ограничения на интернет-продажи скоропортящихся пищевых продуктов и продуктов питания для спортсменов.
«Разрешена интернет-продажа биологически активных добавок к пище, применяемых для поддержания в физиологических границах функциональной активности организма и содержащих в своем составе биологически активные вещества, витамины, микроэлементы, минеральные вещества, аминокислоты и т.д.. Те, кот имеет право продавать БАДы, также смогут продавать их через интернет- магазины», - рассказала Гаврильчик.
Интернет-торговля растет в 2021 г
Как сообщила представитель МАРТа, в Беларуси в 1 полугодии 2021 г количество интернет-магазинов увеличилось на 5,5% к показателю на начало года и составило 26,994 тыс на 1 июля 2021 г.
По данным регистрации интернет-магазинов в Торговом реестре, 47% (12,735 тыс) интернет-магазинов принадлежит юридическим лицам, 52,8% - индивидуальным предпринимателям (14,259 тыс).
Гаврильчик сослалась на данные Белстата, по которым удельный вес розничного товарооборота интернет-магазинов в розничном товарообороте в Беларуси вырос более чем в 2 раза по сравнению с 2015 г составил в 2020 г 5,4% от общего объема розничного товарооборота. По годам доля электронной торговли в Беларуси составляла 2% в 2015 г, 2,8% в 2016 г, 3,4% в 2017 г, 3,7% в 2018 г, 4,1% в 2019 г и 5,4% в 2020 г.