8 июля 2021 г вступили в силу изменения в законы Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» и «Об изменении законов по вопросам рекламы». Основные изменения, внесенные документами, прокомментировали в ходе онлайн-конференций представители Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ), а также юристы.
Размещение торговых центров и внесение данных в Торговый реестр
Как рассказала начальник отдела методологии управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли Ирина Шпак во время онлайн-конференции на сайте Белта, с 8 июля законодательство упрощает требования к созданию объектов торговли. Так, отменено требование о создании торговых центров и рынков в соответствии со схемами размещения на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
Также изменен порядок формирования торгового реестра Беларуси. Предусмотрено, что уведомления для включения сведений в него представляются субъектом торговли или общепита, администрацией торгового центра или рынка не позднее 5 календарных дней с даты начала торговли. Таким образом, установлен уведомительный принцип внесения сведений в торговый реестр.
Новой редакцией закона упрощены требования к ведению торговли с использованием интернета. В частности, исключены требования о наличии у субъекта торговли права на администрирование доменного имени интернет-магазина, наличии адресации (гиперссылки) на зарегистрированный субъектом торговли в торговом реестре Беларуси интернет-магазин при размещении информации о продаже товаров на иных информационных ресурсах в сети.
У рекламораспространителя должно быть согласие получателя рекламы
Как отметила в ходе вебинара юрист компании REVERA Анастасия Рудкевич, ряд изменений касаются рекламы.
Она напомнила, что в целом информация признается рекламой, если:
- есть объект рекламирования;
- она привлекает внимание к объекту рекламирования, формирует или поддерживает интерес к нему или продвигает его на рынке;
- информация распространяется в любой форме, с помощью любых средств (баннер, сайт в интернете, аккаунт в Instagram).
«Законодательство запрещает распространение рекламы посредством электросвязи, например, СМС на мобильный телефон, если на это не получено согласие абонента. Сейчас законодательство уточняет: у отправителя обязательно должно быть это согласие в письменной или электронной форме, например, галочка в формуляре, распространяемом магазином. Согласие необходимо предъявить в случае, когда им заинтересуются. Распространение рекламы в почтовые ящики абонента должно быть прекращено, как только абонент это потребует», - отметила Рудкевич.
Она также представила иные существенные изменения в законодательстве о рекламе с 8 июля.
Рис.: ключевые изменения в правилах распространения рекламы, REVERA
Как уточнила начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик, в части изготовления рекламы с участием белорусских граждан у них нужно получить согласие на использование их образов в рекламе. Если в рекламе используются образы иностранных граждан, в том числе известных личностей, то необходимо соблюдать авторские права.
Специальные требования
В новом законе о рекламе установлены специальные требования при рекламировании определенных категорий товаров и услуг. Поэтому, если деятельность компании связана с одной из этих позиций, надо внимательно изучить требования к рекламе, установленные законом. Специальные требования касаются рекламы следующих позиций:
· лекарственные средства и БАДы
· алкоголь и табачные изделия
· оружие и продукция военного назначения
· трудоустройство и учёба граждан за пределами Беларуси
· инструменты инвестирования
· риэлтерские услуги
Продвигать алкоголь можно в общепите, а не в торговле
Представитель МАРТа рассказала об изменениях, которые коснутся вопросов продвижения алкогольной продукции. Они предусмотрены для рекламных мероприятий, которые могут проводиться в объектах общественного питания. Допускается проведение рекламных мероприятий в маркетинговых целях, направленных на продвижение алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков.
При этом допустимо бесплатное распространение пива и слабоалкогольных напитков в объеме до 5 л включительно одному лицу в качестве призов либо подарков. Это означает, что, например, может быть сделана скидка на второй бокал пива и так далее, однако такие мероприятия разрешается проводить только в объектах общественного питания, но не в торговых объектах.
Тотализаторы и букмекерские конторы смогут рекламироваться
Новации в рекламе на телевидении допускают показ рекламы в детских художественных фильмах, иных детских и образовательных передачах в начале, в конце и через каждые полчаса передачи при длительности рекламных пауз не более 1 минуты.
Также есть нововведения, касающиеся кабельного ТВ. В этом случае вводится запрет рекламы на иностранных телеканалах, транслируемых на территории Беларуси в системе кабельного телевидения, то есть с 8 июля реклама с этих каналов должна будет исключаться. При этом замещать эти паузы можно социальной рекламой. Операторам кабельного телевидения следует к 8 июля подготовиться - контент должен быть очищен от рекламы.
В части рекламы специфической продукции появляется разрешение на размещение рекламы, которая содержит исключительно наименование и товарные знаки букмекерских контор и тотализаторов, в спортивных передачах на телевидении и радио, в зданиях, помещениях, сооружениях организаций физической культуры и спорта, в том числе на стадионах, на спортивном инвентаре, а также на форме спортсменов. При этом на телевидении такая реклама может размещаться только способом наложения, а не в виде рекламных роликов.
Наружную рекламу будут согласовывать местные органы власти
Отдельные изменения в части наружной рекламы вступят в силу после 8 июля: согласно декрету президента №3 «Об изменении декрета президента Республики Беларусь по вопросам размещения (распространения) рекламы», содержание наружной рекламы, в том числе размещаемой на билбордах и транспорте, необходимо будет согласовывать с местными исполнительными и распорядительными органами. Порядок согласования будет определен правительством.
Нововведения, предусмотренные декретом, не коснутся рекламы, размещаемой на автомобилях и содержащей только информацию о товарных знаках и знаках обслуживания, а также о перевозках пассажиров и грузов, номере телефона диспетчера такси или продаже такого автомобиля.
Изменения, касающиеся наружной рекламы, вступят в силу через 3 месяца после публикации документа.