Белорусские покупатели предпочитают совершать онлайн-покупки с мобильных устройств. Об этом сообщил руководитель маркетплейса Deal.by Максим Маринич в ходе конференции E-commerce Day-2021.
Согласно ежегодному исследованию Deal.by, за последний год каждый второй белорус совершал покупки в интернете. При этом в 70% случаев белорусские покупатели использовали именно мобильные устройства: 37% покупок были сделаны через сайт на смартфоне, 34% — в приложении.
Покупать на десктопе становится все менее распространенным: доля покупок, оформленных на персональном компьютере, уменьшилась с 58% покупок в 2018 г до 34% по итогам 2020 г.
Рис.: место совершения заказа в интернет-магазине, здесь и далее Deal.by
Статистика подтверждает тезис, который постоянно озвучивают эксперты: компания, которая ведет бизнес в интернете, обязательно должна иметь мобильное приложение или сайт, оптимизированный для просмотра с мобильных устройств.
След пандемии: чаще заказывают еду и зоотовары
Из года в год самыми популярными категориями в онлайне остаются техника и электроника, одежда, обувь и аксессуары. Но в условиях пандемии в 2020 г их стали покупать на 5% реже.
На третье место по популярности в 2020 г вышла доставка готовой еды. Эта категория показала самый сильный рост среди всех категорий, прибавив за год сразу 11%.
Рис.: Топ-10 популярных категорий товаров в электронной торговле, в % от интернет-покупателей за последний год
Также белорусы стали покупать больше товаров для обустройства дома: мебели (+7%) и товаров для строительства и ремонта (+3%). Еще одна растущая категория — зоотовары. Корма, игрушки и другие покупки для животных нарастили присутствие в онлайне на 3%.
Вполне логично выглядит падение продаж в категориях «Билеты на мероприятия» (минус 12%) и спортивные товары (минус 3%) – в условиях дистанцирования потребность в них снизилась.
Оплачивают картой, забирают в пунктах самовывоза
Большинство белорусов оплачивают интернет-покупки сразу на сайте. В 2020 г такой способ чаще всего использовали 39% интернет-покупателей.
Самый популярный способ доставки — самовывоз. 40% интернет-покупателей сообщили о том, что чаще всего они приходят за покупками в точки самовывоза. Далее следуют доставка на почту (24% интернет-покупателей) и курьерская доставка (21%).
Рис.: популярные способы оплаты и доставки товара, в % от интернет-покупателей за последний год
То, как именно будет оплачен товар, зависит от условий конкретного продавца. Так, например, на зарубежных площадках большинство белорусов оплачивают покупки сразу на сайте, а, заказывая в местных интернет-магазинах, предпочитают платить при получении. То же самое касается и доставки. Самый популярный способ доставки с китайских площадок — бесплатная доставка на почту, а с местных — самовывоз (доставка компанией товара до пункта самовывоза, как правило, также бесплатная).
Каждый знает 21vek, 9 из 10 известен Aliexpress
Исследование покупательской аудитории показало, что наибольшую известность у аудитории белорусских интернет-покупателей имеют отечественные интернет-магазины и торговые площадки, однако им на пятки наступают крупные компании интернет-торговли из России и Китая. Причем, за 2020 г наибольший рост узнавания (и надо полагать, популярности) пришелся именно на две такие компании (Wildberries и Ozon).
Рис.: уровень знания интернет-покупателями основных субъектов интернет-торговли
Белорусы покупают на раскрученных сайтах
Выбирая интернет-магазин, белорусы в первую очередь обращают внимание на актуальность цены, выгодное предложение и то, насколько подробно представлена информация о товаре.
При этом белорусские потребители предпочитают покупать на известных сайтах. Большинство интернет-покупателей (44%), отвечая на вопрос, «Почему вы не станете покупать в том или ином интернет-магазине?», назвали главной причиной малоизвестность сайта.
«Поэтому небольшим интернет-магазинам важно сотрудничать с крупными маркетплейсами, которые обеспечат им доступ к широкой аудитории и доверие пользователей. Самые известные маркетплейсы в Беларуси — Wildberries, Onliner и Deal», - отметил Маринич.