Сегодня такой формат занятости, как удаленная работа все чаще распространен в разных сферах экономики. О том, какие плюсы и минусы она имеет для бизнеса и как к ней подготовиться, рассказала консультант Executive Search Алла Исаева в ходе вебинара, организованного компанией СофтСервис.
После эпидемии коронавируса сфера удаленных трудовых отношений с нами остается навсегда и все больше принимает формализованный характер. Эксперт отмечает, что на данный момент не существует какого-то универсального определения удаленной работы. Международная организация труда сформулировала его так: это работа, полностью или частично выполняемая на альтернативном месте, отличном от места работы по умолчанию.
На данный момент помимо постоянной работы вне офиса удаленная работа бывает в гибридном и смешанном формате. Гибридный формат - это формат, когда работник часть времени находится в офисе, часть - в ином месте (дома, коворкинг и т.д.). Смешанная форма – работа, когда часть сотрудников трудится полный рабочий день в офисе, часть работает в удаленном формате.
Первые попытки внедрить удаленный формат работы предпринимались в начале 1980 гг, но они не нашли массового применения ввиду слабой технологической базы и преобладания традиционных подходов к управлению персоналом. В 2000 гг ИТ-компании стали пробовать такой формат работы. В 2020 г почти все сферы жизни перешли в онлайн-формат.
Сегодня такой формат работы - это данность, и если две компании разместят похожие вакансии, одна из которых предусматривает удаленный формат, то такая вакансия будет закрыта быстрее всего.
В настоящее время удаленная работа больше всего внедрена в сферу услуг, ИТ, рекрутинг, юриспруденцию, маркетинг, банковскую сферу, онлайн-торговлю. Несколько меньше она распространена в промышленности, транспорте, сельском хозяйстве, медицине, но и в этих сферах можно использовать удаленное управление, оценку качества работ, существует телемедицина и т.п.
Преимущества удаленного формата
Для компании этот формат занятости поможет:
-
повысить производительность труда;
-
увеличить экономию через снижение операционных затрат и высвобождение ресурсов;
-
усилить гибкость, мобильность и инновационность - сотрудники из лучших локаций будут рассматривать такую компанию для своей работы в ней;
-
увеличить долю довольных и лояльных сотрудников, что способствует снижению текучести кадров;
-
повысить устойчивость к чрезвычайным ситуациям.
-
повысить свою привлекательность среди наемных работников, выходящих на рынок, поскольку многие из них на первое место ставят баланса труда и отдыха.
Сложности удаленки для работодателей
Наиболее сложным моментом для компании является управление удаленной командой, мотивация и производительность: люди на удаленке чувствуют себя оторванными от коллектива, как правило, не видят результаты своей работы, от этого у них может снижаться производительность. Поэтому данным вопросам нужно уделять постоянное внимание.
Также к минусам удаленной работы для компании можно отнести:
-
сложности организации рабочего процесса, особенно с нуля;
-
более сложные коммуникации и общение;
-
контроль за работой сотрудника и ее эффективности - привычные методы контроля не работают;
-
увеличение рабочего времени ввиду дополнительных коммуникаций и контроля;
-
рост количества рабочих онлайн-встреч;
-
повышенные требования к конфиденциальности и кибербезопасности - утечка информации облегчается по сравнению с офисной работой;
-
нестабильный доступ в интернет сотрудников;
-
сложности адаптации новых сотрудников.
Дорожная карта удаленной работы
Для перехода компании на удаленный формат необходимо провести большую работу, которая включает планирование. В нем необходимо учесть такие ключевые факторы, как техподдержка, обучение сотрудников, правовые моменты, обеспечение безопасности данных.
Также организация удаленной работы включает следующие направления:
-
постановка задач и целей;
-
определение показателей оценки результатов работы;
-
предоставление технических средств сотрудникам;
-
установка дополнительного ПО для работы;
-
обучение удаленной работе;
-
создание и поддержание здорового микроклимата команды;
-
регулярный обмен информацией и поиск выхода из проблемных ситуаций.
Помимо руководителя как центра принятия решений ключевым звеном организации удаленной работы в компании выступает HR-менеджер – именно он управляет этим процессом. Так как все больше компаний переходит на удаленный формат, то все больше вызовов у HR-специалиста: как нанять «правильных» сотрудников, как их проконтролировать, как с ними коммуницировать и т.д.
HR-менеджер должен уметь выстраивать коммуникации с людьми разных культур, использовать иностранный язык (возможно, не один), организовывать работу в разных часовых поясах, обладать самодисциплиной и самоорганизацией, владеть техническими инструментами.
Дайджест «Альфа-Бизнес» подготовлен в сотрудничестве с агентством ПраймПресс.
По вопросам, касающимся содержания, пожалуйста, обращайтесь в агентство: +375 (29) 184-06-73, info@primepress.by.
Материалы дайджеста носят исключительно информационный характер и не могут перепечатываться и (или) передаваться третьим лицам в коммерческих целях.
«Альфа-Банк» не несет какой-либо ответственности за негативные последствия принятия какого-либо решения или действия, предпринятые на основании информационных, рекламных и (или) аналитических материалов дайджеста. © 1999–2023 ЗАО «Альфа-Банк». Лицензия на осуществление банковской деятельности НБРБ № 22 от 07.06.2021. УНП 101541947