Опрос проведен в конце апреля 2022 г, участием в нем приняли 1007 респондентов. Структура выборки соответствует населению Беларуси в возрасте от 18 до 64 лет по полу, возрасту и региону.
В ходе опроса 80 % трудоспособного населения, проживающего в городах Беларуси, заявили, что их беспокоит текущая экономическая ситуация в стране. Среди наиболее обеспокоенных - люди с высоким уровнем дохода и, вероятно, качеством жизни. Значительно меньше переживают люди с низким уровнем образования и дохода. Вероятно, это те люди, которые потребляют меньше импортных товаров, реже пользуются более премиальными услугами и меньше тратят – они реже в силу потребительских привычек ощущают влияние санкций и различных ограничений.
Основные причины падения доходов, по мнению участников исследования, - рост цен и изменение курса белорусского рубля. Более 10% населения осталось без источника дохода вовсе – они были уволены или отправлены в отпуск за свой счет.
Рис.: основные причины снижения доходов, здесь и далее – SATIO.
По мнению участников опроса, больше всего выросли цены на продукты питания, бытовую химию, лекарства и общественный транспорт, то есть те категории, которыми население, вероятно, пользуются каждый или практически каждый день. В целом, рост цен респонденты определяют как значительный: треть опрошенных заявили, что цены выросли более чем на 20 %.
Экономия на продуктах – норма для 70% экономящих
Резкий скачок цен вынуждает более 65 % городских жителей прибегнуть к экономии. При этом экономия является базовой и приоритетной стратегией адаптации, другие модели поведения (например, покупка б/у товаров, закупки впрок, продажа ценных вещей, незапланированные покупки и т.д.) распространены сильно реже.
В изменении своих потребительских привычек белорусы комбинируют сразу множество способов, самыми распространенным из которых являются поиск акций, отказ от необязательных расходов и крупных покупок (об этом в ходе опроса заявили около 90% его участников).
Те, кто прибегнул к экономии, стали экономить почти на всем. В первую очередь – на одежде и обуви, бытовой химии, мебели, косметике. Более 70% экономящих сократили расходы на продукты питания. Полный отказ чаще характерен для алкоголя, сладостей, снеков и готовых блюд. Наблюдается снижение потребления и в сфере услуг, больше всего - на увлечения, косметические услуги и такси. Полный отказ в большей степени характерен для развлечений (34%), походов в кафе и рестораны (27%), такси (18%) и путешествий (20%).
Продукты впрок весной закупал каждый пятый городской житель Беларуси. В основном, запасались базовыми категории – бытовой химией и продуктами питания.
«Заначки» хватит на месяц у половины белорусов
Участники опроса сообщили, какое время в случае лишения источника доходов они смогут прожить на имеющиеся у них сбережения. Финансовой «подушки безопасности» у половины белорусов хватит на жизнь в течение месяца и менее. Два месяца без дохода смогут прожить 15% белорусов, три – 10%. Сбережений на полгода и больше хватит только у каждого десятого участника опроса.
Рис.: объем финансовой подушки безопасности участников опроса.
Организаторы опроса выяснили, что две трети белорусов предпочитают не тратить свободные деньги о ни предпочитают откладывать и беречь, только 13% готовы тратиться на дорогостоящие товары. Такой же показатель в оценке обстановки для инвестиций – две трети участников опроса считают ее неблагоприятной.
SATIO -компания в сфере маркетинговых исследований и управленческого консалтинга в Беларуси, предоставляет полный спектр услуг по исследованию рынков, потребительского поведения, конкурентному анализу в стране и за ее пределами.