Рынок Ecommerce в 2022 г сохранится на уровне прошлого года, в ближайшие годы вырастет

Альфа Эксперт
28 ноября 2022
Поделиться с коллегами

Рынок электронной коммерции в Беларуси в 2022 г сохранится на уровне прошлого года, в ближайшие годы ожидается его рост и увеличение доли в общем объеме продаж ритейла. Таким прогнозом эксперты отрасли поделились в ходе вебинара, организованного хостинг-провайдером Hostfly.by 17 ноября.

Заместитель директора по коммерческим вопросам компании «Электросила» Сергей Куликов рассказал, что в текущем году в целом продажи в сегменте электронной торговли, а также офлайн-ритейле отличались по месяцам.

«Онлайн рынок бытовой техники вырос на 20% за последние 3 месяца, розничный рынок сократился на 10%. Но в последний месяц-полтора мы видим лучшую динамику рынка, не минус 10%, нам удается оставаться на уровне прошлогодних показателей», - сообщил Куликов.

Директор маркетплейса deal.by Александр Юркевич также отметил, что показатели продаж на электронной площадке примерно равны уровню 2021 г. При этом есть категории товаров, которые выросли, есть те, по которым было снижение.

Развитие рынка идет в том числе благодаря более привлекательным условиям поставок техники в Беларусь.

«По сравнению с Россией ситуация в Беларуси лучше, потому что страна находится под меньшими санкциями, ввиду чего импортеры имеют лучшие условия поставки и наличия товара от поставщиков», - рассказал Сергей Куликов.

Он добавил, что лучшая ситуация с поставками влечет переток товаров в Россию, в частности, в сегменте бытовой техники, но не по всем товарам, а по брендам, которые ушли с ее рынка.

Ассортимент сократился, выбор остался

Эксперты указывают, что в Беларуси на рынке бытовой техники имеет место сокращение ассортимента за счет уменьшения поставок отдельных брендов и их ухода с рынка. Они полагают, что такая ситуация сохранится на ближайшие месяцы, однако дефицита товаров не будет, просто уменьшится количество товаров в отдельных категориях.

«Не стоит ожидать, что будет как раньше - 10 стиральных машин в одной ценовой категории брендов Samsung, LG, Bosch - их будет по 2 модели. Малый выбор ноутбуков, нишевых товаров, но по любой технике и электронике в больших товарных группах будет выбор из нескольких известных брендов и еще 5 - менее известных», - считает Сергей Куликов.

Сохранению ассортимента будет способствовать работа импортеров по привлечению на отечественный рынок ранее не известных брендов.

«С одной стороны, мы видим рост продаж брендов, которые считались не фирменными, таких как SCHAUB LORENZ, iFFALCON и т.п, он достаточно заметный. Но полной замены, перераспределения интересов не произошло: удалось сохранить поставки брендов, которые известны, например, LG», - рассказал Куликов.

У Ecommerce есть потенциал роста

Представители сегмента электронной торговли считают, что он продолжит расти в Беларуси.

«У нас огромная зона роста по сравнению с соседями. Ecommerce продолжит в Беларуси расти, но, в первую очередь, он будет расти вопреки, а не благодаря экономическим решениям. Он будет забирать большую долю от общего пирога и перераспределять товарооборот традиционной розницы. Розница будет падать сильнее, а Ecommerce за счет увеличения доли будет расти. Есть много факторов, которые влияют на темпы роста. Пока влияние принимаемых экономических решений незначительное, все привыкли к имеющимся реалиям и сейчас помогает то, что нет валютного кризиса - это хорошо для рынка электронной торговли», - поделился прогнозом Александр Юркевич.

Представитель «Электросилы» также ожидает роста показателей рынка электронной коммерции в текущем году, но этот рост будет неоднородным.

«Если не будет катаклизмов, то рынок догонит прошлогодние показатели в целом. А Ecommerce будет развиваться опережающими темпами, по сравнению с рынком бытовой техники», - прогнозирует Сергей Куликов.

Маркетплейсы потеснят магазины

Последние годы как в Беларуси, так и в мире, идет негласное соперничество между тремя каналами продаж бытовой техники и электроники: традиционный офлайн-ритейл, онлайн-магазины и маркетплейсы (площадки, на которых представлена продукция отдельных интернет-магазинов). Маркетплейсы привлекают внимание потребителей тем, что на них представлен огромный выбор товаров (десятки миллионов позиций), возможностью сравнения цен на товары, а также оплатить покупку, оформить доставку. Также маркетплейсы, как правило, гарантируют безопасность сделки: деньги за товар поступят продавцу только после доставки и подтверждения покупателем качества товара.

Такой сервис толкает традиционный ритейл использовать гибридные схемы продаж, когда покупатель может выбрать условия покупки (доставка на дом или заказ в ближайшем к нему офлайн-магазине). У классических интернет-магазинов сохраняется их преимущество в виде низких накладных расходов, которое они могут транслировать в самые низкие цены на рынке.



Альфа Эксперт
О реферальном рекрутинге
Новости
Государство планирует пролонгировать запрет на использование иностранной валюты для расчета аренды
Новости
ИП будут обязаны подавать декларации в электронном виде с 1 июля 2024 г