Ситуация в финансовой сфере Беларуси ухудшается, растут риски международных санкций

Альфа Эксперт
17 августа 2020
Поделиться с коллегами

В Беларуси под влиянием девальвационных ожиданий растет спрос на валюту, а поведение властей после президентских выборов 9 августа повышает риски международных санкций. Дальнейшая ситуация на валютном рынке как никогда раньше зависит от политических событий, отмечает агентство ПраймПресс.

Средства от размещения евробондов могут быть вскоре потрачены

7 августа Нацбанк обнародовал информацию о состоянии золотовалютных резервов Беларуси (ЗВР). По данным регулятора ЗВР на 1 августа составили 8,857 млрд долл. В Нацбанке отметили, что за июль официальные резервы выросли на 61,8 млн долл.

Однако регулятор сообщил, что «рост уровня ЗВР в июле в основном обусловлен увеличением стоимости монетарного золота, а также поступлением иностранной валюты в бюджет». В самом деле, стоимость монетарного золота в составе резервов за месяц увеличилась на 325,9 млн долл.

Рост стоимости золота произошел за счет подъема цен на данный актив на международных финансовых площадках. Так, в июле котировки золота на London Bullion Market в долларах выросли на 11,1%. При этом стоимость золота в резервах властей увеличилась на 11,6%.

Из этого следует, что около 313 млн долл роста стоимости золота в ЗВР обеспечил рост цен на этот металл. Таким образом, в июле не произошло бы роста официальных резервов, если бы котировки золота не достигли рекордных высот.

В августе начался обратный процесс. За 12 дней месяца золото подешевело в долларах на 1,7%. Если Нацбанк не будет покупать этот металл в августе, влияние на объем ЗВР может стать негативным.

Стоит отметить, что в июле объем резервных активов в иностранной валюте вырос всего на 45,6 млн долл, а размер активов по строке «прочие» сократился на 320,3 млн долл. Это косвенно указывает, что власти активно тратили ресурсы, полученные от размещения евробондов в конце II квартала.

Минфин отчитался о размещении ценных бумаг на 1,25 млрд долл и поступлении средств в бюджет 24 июня. По нашим оценкам, за июль власти могли израсходовать от 1/5 до 1/4 от этой суммы. При сохранении подобной динамики в августе и далее средства от размещения евробондов могут быть полностью потрачены уже в IV квартале.

Обращает на себя внимание, что в пресс-релизе Нацбанка об изменении ЗВР по итогам июля отсутствуют упоминание о росте резервов за счет покупки валюты регулятором. Следовательно, Нацбанк выступал чистым продавцом валюты в первый месяц III квартала.

Власти испытывают дефицит валюты, получаемой на бездолговой основе

В конце июля интервью газете «Рэспубліка» дал зампред правления Нацбанка Сергей Калечиц. Калечиц сообщил, что «сложившиеся в первой половине года неблагоприятные внешние условия оказали негативное влияние на ситуацию на внутреннем валютном рынке, что обусловило продажу Нацбанком иностранной валюты».

Если учесть, что и в июле Нацбанк выступал чистым продавцом валюты, то за этот месяц накопленное негативное сальдо регулятора по покупке-продаже валюты только увеличилось. В 2019 г Нацбанк выступал чистым покупателем валюты для поддержания ЗВР.

Также Калечиц сообщил, что «с учетом планового исполнения правительством и Нацбанком долговых обязательств ЗВР на конец 2020 г будут соответствовать параметру, который предусмотрен основными направлениями денежно-кредитной политики на текущий год, – не менее 7,3 млрд долл». Таким образом, Нацбанк прогнозирует, что к концу 2020 г официальные резервы сократятся.

Согласно отчетам Нацбанка за 7 месяцев 2020 г власти направил на исполнение валютных обязательств 2,412 млрд долл, за аналогичный период 2019 г – 2,507 млрд долл (см. диаграмму 1). Соответственно, долговая нагрузка на Нацбанк и Минфин была практически идентичной в указанные периоды. 

При этом ЗВР без учета золота и евробондов в январе-июле сократились на 2,524 млрд долл, хотя за идентичный период в 2019 г выросли на 1,175 млрд долл. Очевидно, что в текущем году власти испытывают дефицит валюты, получаемой на бездолговой основе.

Диаграмма 1.


В 2019 г главным источником валюты для властей (без учета кредитов и займов) выступал внутренний рынок. За январь-июль минувшего года предприятия-резиденты и физлица реализовали банкам 804 млн долл на чистой основе.

В январе-июле 2020 г резиденты Беларуси купили валюты на 1,620 млрд долл. Сальдо покупки-продажи валюты банкам ухудшилось на 2,4 млрд долл. Учитывая напряженную ситуацию перед и после президентских выборов, в августе данная разница лишь увеличится. Можно сказать, что власти временно потеряли валютный рынок как источник поддержки ЗВР.

Заимствования с внутреннего рынка минимальны 

На 2020 год Минфин запланировал размещение внутренних валютных облигаций на 600 млн долл. За 7 месяцев финансовое ведомство продало такие ценные бумаги на 210 млн долл. При этом за II квартал Минфин реализовал облигации всего на 50 млн долл, а в июле не продал ни одной ценной бумаги в валюте.

В начале августа состоялось размещение ВГДО №270 на 75 млн долл. Минфин продал облигации под 2,25% годовых на 2 года. Данное размещение нельзя считать рыночным: оно происходило в закрытом режиме, ставка далека от иных выпусков.

10 августа Минфин начал продажу ВГДО №271 с обращением до февраля 2028 г на 50 млн долл под 4,5% годовых физическим и юридическим лицам. Размещение данных ценных бумаг идет довольно вяло: на конец торгов 13 августа не были проданы облигации на 41,444 млн долл. 

Рекордный вывод иностранных инвестиций во втором квартале 

Одним из источников поддержания стабильности платежного баланса власти называют прямые иностранные инвестиции (см. диаграмму 2). Подавляющая часть таких инвестиций – это реинвестирование в белорусские предприятия, т.е. возврат в Беларусь ресурсов. В связи с этим динамика поступления прямых иностранных инвестиций характеризуется всплеском в I квартале и резким спадом после него. 

Если за январь-март экономика получила 1,456 млрд долл прямых иностранных инвестиций, то за апрель-июнь чистый отток инвестиций из страны составил 100,5 млн долл. Данный отток является крупнейшим за все время ведения статистики по действующей методике Белстата. Изъятие инвестиций из страны объясняется экономическим кризисом, дивидендами Газпром трансгаз Беларусь и выплатой дивидендов рядом банков с иностранным капиталом.

Диаграмма 2.


Физлица изымают валюту из банковской системы 

Основной объем валюты в банковской системе традиционно приходится на физических лиц. Согласно данным Нацбанка, в составе широкой денежной массы в июле насчитывалось в среднем 11,585 млрд долл валютных депозитов, из которых 7,131 млрд долл принадлежали физлицам. При этом 1,534 млрд долл депозитов физлиц относилось к вкладам до востребования (карт-счета и т.п.), 5,597 млрд долл – к срочным депозитам. 

В последние месяцы (с февраля) наблюдается чистый отток ресурсов населения со срочных валютных депозитов. За 6 месяцев банковская система потеряла 613,3 млн долл средств населения. Для сравнения: отток ресурсов физлиц со срочных валютных депозитов был меньшим за весь 2018 г (604,2 млн долл).

12 августа Нацбанк принял решения оставить ставку рефинансирования и ставки по операциям регулирования ликвидности на том уровне, на котором они находятся с 1 июля. По итогам заседания Нацбанка его глава Павел Каллаур аргументировал решение регулятора в т.ч. текущей ситуацией на финансовом рынке. 

Каллаур напомнил, что во II-III кварталах «накопление сбережений населением осуществлялось преимущественно в неорганизованной форме и в иностранной валюте» и «одновременно население выступало чистым покупателем иностранной валюты на внутреннем валютном рынке». По словам Каллаура, «эти тенденции усилились в последнее время, что свидетельствует о всплеске девальвационных ожиданий».

Каллаур добавил, что «усилившиеся девальвационные ожидания экономических агентов и текущая ситуация на валютном и депозитном рынках» пока не позволяют снижать ставку рефинансирования и ставки по операциям с ликвидностью. Поэтому «для поддержания финансовой стабильности важно сохранить склонность к сбережениям в национальной валюте».

Каллаур анонсировал, что следующее заседание Нацбанка по денежно-кредитной политике состоится лишь 14 октября. Таким образом, если ситуация резко не ухудшится, ставки регулятора останутся стабильными еще как минимум 2 месяца.

Над властями нависла угроза санкций

После президентских выборов резко увеличились угроза международных санкций в отношении Беларуси. США и Евросоюз не признали проведенные выборы честными и прозрачными. 

12 августа госсекретарь Майкл Помпео заявил, что в США встревожены тем, как прошли президентские выборы в Беларуси, и «глубоко разочарованы тем, что они не были более свободными и справедливыми». Помпео не исключил вероятность санкций в отношении Беларуси – как односторонних от США, так и многосторонних в координации с ЕС.

По информации Reuters, власти Литвы, Латвии и Польши готовы выступить посредниками в белорусском кризисе, чтобы остановить насилие силовых органов против граждан. При этом литовский президент Гитанас Науседа предупредил, что, если предложение о посредничестве будет отвергнуто, против Беларуси могут быть введены санкции — как отдельными странами, так и на уровне ЕС.

13 августа верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что «серьезные политические перемены являются предварительным условием для дальнейшего развития отношений между ЕС и Беларусью». Белорусский вопрос будет обсуждаться на созванном Боррелем внеочередном заседании Совета по иностранным делам Евросоюза.

Также 13 августа председатель Европейского парламента Давид Сассоли сообщил, что «применение грубой силы государственными властями должно иметь последствия в соответствии с международным правом».

Возросшую вероятность санкций в отношении Беларуси учитывают международные рейтинговые агентства. Беларусь рейтингуют Fitch и S&P. На неделе аналитики S&P выпустили пресс-релиз, в котором пояснили свою позицию. 

По мнению экспертов S&P, ситуация с президентскими выборами несет в себе ряд политических и экономических рисков и увеличивает вероятность международных санкций, что может привести к закрытию доступа страны к международным рынкам капитала. 

По данным агентства, объективность электорального процесса вызвала вопросы у госсекретаря США, председателя Парламентской ассамблеи совета Европы и других официальных лиц. S&P оценивает институциональную систему в Беларуси как слабую. 

Согласно S&P, «помимо политических последствий, новые санкции могут оказать негативное влияние на экономический рост и доверие со стороны инвесторов». 

В S&P считают, что «существуют краткосрочные риски для Беларуси в отношении закрытия доступа к международным рынкам капитала вследствие растущих перспектив международных санкций и волатильности денежных потоков, поступающих на развивающиеся рынки в условиях пандемии COVID-19».

В целом, после 9 августа дальнейшее развитие ситуации в финансовом секторе и в экономике Беларуси гораздо больше определяется политикой, нежели раньше. Нежелание властей проводить преобразования и ввод санкций ЕС и США в негативном сценарии создают риски дефолта.

 


Новости
Выпустили первые три потока курса «Бизнес-Джет»
Альфа Эксперт
О реферальном рекрутинге
Новости
Государство планирует пролонгировать запрет на использование иностранной валюты для расчета аренды