Сергей Косов, Коуч ICU. Советник ЗАО «Альфа-Банк»
Важно все. Лидеры страны говорят, что важно сохранить экономику. Весь мир говорит, что важно победить эпидемию. Мы точно знаем, что важнее всего сохранить жизнь и здоровье. Свое, близких, друзей, коллег и просто людей. И без последнего все остальное делается неважным.
Если кризис не сильно отразился на ваших делах, но при этом необходимо обезопасить сотрудников, то вы обеспечиваете их средствами защиты, дезинфицируете помещения, минимизируете очные контакты, предоставляете возможность им работать дистанционно и др.
А если бизнес остановился или объем работы резко уменьшился? Конечно вы уже включили режим максимальной экономии: отменили командировки и обучение, сократили коммунальные расходы, отказались от обновления мебели, ремонта помещений и других затрат, которые не являются жизненно необходимыми.
Понимая, что для успешного бизнеса необходимы: капитал, технологии, люди, - руководители компаний по-разному расставляют акценты. Где-то допустима большая текучесть персонала, а где-то каждый специалист является уникальным. Сохранить ключевые компетенции можно только через сохранение персонала. Особенно если ваша компания использует неординарные технологии или ей важен HR-бренд.
Но что делать с персоналом, если доходы снизились или пропали вообще? Платить не за что или не из чего…
C учетом экономических возможностей и корпоративной культуры, это может быть:
сокращение численности или штата (ст.42.1 ТК РБ) с соблюдением всех нормативных процедур;
увольнение персонала по другим основаниям, например, в связи с истечением срока действия контракта либо по соглашению сторон;
направление в неоплачиваемый или частично оплачиваемый отпуск (ст.191 ТК РБ);
установление неполного рабочего времени (ст.32 ТК РБ);
временные переводы на другую работу (ст.32-1 ТК РБ).
Кроме того, при достаточном уровне лояльности персонала, возможно предоставление трудового отпуска вне графика (если есть неиспользованный отпуск) или социального отпуска без сохранения заработной платы (ст.190 ТК РБ).
Список перечисленных вариантов не является исчерпывающим. Исходя из ваших планов на обозримую перспективу: продолжение активной работы, временное замораживание каких-то направлений или сворачивание бизнеса, - вы формулируете вашу стратегию работы с персоналом и выстраиваете соответствующую коммуникацию с персоналом. Таким образом вы можете стимулировать активность сотрудников в кризисный период, сохранить ключевой персонал, и даже сохранить лояльность увольняемых сотрудников.